Я человек со снятой кожей, каждый поцелуй - как шрамы, каждая слеза - игла...
"Неглубоким людям - неглубокие могилы."


Закончив вчера чтение одного болгарского романа, я в очередной раз пришла к выводу, что мы перестали читать хорошие книги. Мы просто не знаем хорошую литературу. Мы тащим из Европы и Америки, переводим и издаем весь этот дурацкий коммерческий мусор, да что угодно, но только не настоящую литературу. Обидно, что глубокие и искренние вещи все меньше кому-то нужны.
Переводить банально нет никакого смысла. Любой издатель скажет вам, что это не будет продаваться, не будет иметь успеха, так как это "не коммерчески ориентированный продукт" (ну или что-то типа того). Конечно! Ведь это же не какие-нибудь "Сумерки", "Гарри Поттеры" или ... Я даже не знаю что. Я просто не знаю, чем сейчас каждый третий зачитывается в метро. Единственное, чему меня по-настоящему научил филфак, - не читать "коммерчески ориентированный" мусор.
Пару лет назад Библиотека иностранной литературы и Болгарский культурный институт в Москве запустили проект "Новый болгарский роман". В известных кругах событие, конечно, невероятное, ведь уже добрых лет 20 ничего болгарского толком не переводилось и не издавалось. С горем пополам удалось уже выпустить две книги. Знаете, каков их тираж? Всего 1000 экземпляров! Это ничтожно мало даже в масштабах Москвы.
Конечно, тут можно снова кричать и бить себя правой пяткой в левую грудь, что все это гнилостное влияние Европы, НО! В Европе эти книги переводят, читают и знают. Эти авторы получают литературные премии и с успехом раздают автографы на презентациях. Тот же "Естественный роман" Георгия Господинова переведен на 20 языков, а роман Теодоры Димовой "Матери" - на 10.
Кстати, о "Матерях". Именно этот роман я закончила вчера читать. Именно его с таким трудом перевела моя научная руководительница (потрясающий человек и великолепный специалист) и издали БИЛ и БКИ. Это роман о том, что случилось с людскими душами в Болгарии после 1989 года. Роман о том, что дети могут простить все, кроме отсутствия любви, кроме безразличия матерей и отцов к ним. Семеро подростков, ученики одного класса убивают свою учительницу Явору за то, что посмела дать им ложную надежду. За то, что так беззаветно влюбила их в себя, а потом вдруг решила их оставить, уйти. Пережившие предательство своих же собственных родителей, эти дети не смогли простить Яворе ее ухода. Все то животное, что так долго в них сидело и росло, вся та темная злоба и липкая обида, что много лет таилась в них, в едином порыве вырвалась наружу.
"... и они начали толкать Явору, бить ее по плечам и рукам - сначала ладонями, потом кулаками, они стали бить ее кулаками - в грудь, в живот, кто-то дал ей пощечину, кто-то дернул за хвостик, и волосы выплеснулись на лицо, закрыв ей глаза, которые испуганно вглядывались в их лица, ее глаза не понимали, не могли взять в толк, они ни о чем не молили, глубокие и прозрачные глаза животного, которому было страшно
они повалили Явору на землю
и пинали ее своими огромными кроссовками
а девочки дергали, били кулаками
Явора! Явора! Явора!
ты не можешь приходить и уходить, когда тебе вздумается, Явора!
и зубами рвали плоть Яворы..."
Ничего бы этого не было... Ни сцены страшного убийства, ни поломанных исковерканных детских судеб, если бы матери делали самую малость...
"Мамочка, просто люби меня!" Вот все, о чем просили эти дети... Вот все, что нужно каждому ребенку... Это все...
И матери начали любить своих детей... Но слишком поздно. Их детей больше не было. Вместо них - страшные взрослые искалеченные полуживотные, которые больше не нуждаются в любви и не желают надежды...
Надежда - худшее из зол...