- Момичета, кога ще дойдете в София?
- Ами... Не знам, Стефчо. Може би изобщо няма да дойдем.
- Защо не? Вече имам планове за вас!
- Ще се постараем, разбира се. Но тази година имаме държавни изпити.
- Абееее... Сизифе...
Знаю, Стефан. Мы тоже очень по тебе скучаем. Ты большой, теплый, надежный и очень добрый друг. Мы к тебе всей душой привязались еще с первого нашего летнего семинара. А тебе почему-то доставляет удовольствие возиться с нами. Хотя в твоем присутствии мы превращаемся в невыносимых, непоседливых детей. То кушать, то писать, то "ой, меня тошнит! Останови, пожалуйста, машину!" И ты нянчишься с нами, как заботливый папаша. Неудивительно, что Л. прозвала тебя "Пирожком".
На тебя всегда можно положиться. И на тебе мы исколесили пол-Болгарии.
Слушай, Стеф, а помнишь, как мы в Родопы ездили прошлой весной? Конечно, помнишь! Ты же сам все организовал: составил маршрут, договорился о ночевке. Приехал за нами к общаге. Помнишь, как я вопила с балкона? А накануне у тебя разобрали твой автомобиль. Прямо во дворе твоего же дома. И смех, и грех, ну честное слово! И ты приехал на машине сестры. И оказалось, что так оно и лучше, потому что багажник у нее больше и к тому же в крыше есть люк.
читать дальшеУтро было промозглое и туманное, но настроения это не портило. Ехать в машине в такой компании - огромное счастье. Мы болтали о всякой ерунде и по традиции пели (или выли, но тебе, вроде, нравилось). Первая остановка - Траянови врата. Развалины какой-то ужасно древней крепости. На подъезде на узкой дороге едва не влетаем во встречный автомобиль. Сначала кричим, потом хохочем. Туманище такой, что не видно собственной вытянутой руки. Общая атмосфера весьма жутковатая. Тихо. Кроме нас, на руинах никого.
Траянови врата
Начинаем забираться в горы. Первая остановка - какой-то захудалый городишко, название которого никто так и не запомнил. Кажется, Пещера, где мы отчаянно ищем какую-то знаменитую Часовникову кулу (Башня с часами), но так и не находим. Спросить не у кого. Город словно вымер. Нам хватает 15 минут, чтобы обойти весь центр и вернуться к машине. Дальше проезжаем Благоевград - по болгарским меркам место довольно крупное, хотя выглядит чуть чище и чуть краше цыганского поселка, если бы не одно НО - громадное здание Американского университета, похожее в этом городе на инопланетный корабль.
Приезжаем в Батак, где задерживаемся на довольно долгое время. Это небольшой городок с населением около 3,5 тысяч человек. Известен кровавыми событиями, произошедшими здесь во время Апрельского восстания 1876 года, когда турки казнили более 2 тысяч болгар, и оставшимися в истории под названием Баташко клане. В память о тех событиях в городе была сложена из камня небольшая церковь "Света неделя". Внутри - огромные стеклянные саркофаги, наполненные человеческими костями и черепами. Находиться там неприятно и холодно, поэтому я спешу выйти - поближе к солнцу, теплу и свету.
Церковь "Света неделя"
Мы поднимаемся пешком к мемориальному комплексу, откуда открывается потрясающий вид на город. Погода тем временем начинает изрядно радовать, и ужасы каменной церкви быстро улетучиваются из головы.
Батак
В местном магазинчике покупаем вафли с названием "Изненада" ("Неожиданность") и по бутылочке странного болгарского напитка "боза". Даже не могу толком объяснить, что это такое. Готовится он из пшеницы, сахара и чего-то там еще. По консистенции напоминает кисель, а по вкусу сильно размокшие сухие завтраки, вроде кукурузных хлопьев. В общем это нечто сладкое и липкое, к чему нужно либо привыкнуть, либо не пить совсем.
Мы поднимаемся все выше. Решаем ехать через Доспат, но попадаем в затор. В одном месте узкий горный серпантин обвалился, и рабочие пропускают автомобили в специальном режиме. Застреваем почти на 2 часа, но нас это только веселит. Л. находит у себя в телефоне какую-то игрушку на правописание сложных русских слов, и Стефан так в нее втягивается, что мы едва не пропускаем свою очередь на проезд.
Доспатское водохранилище - это что-то невероятное! Вообще в горах с погодой творятся настоящие чудеса. В Батаке светило солнце, пели птички, все зеленело и цвело, а здесь вода скована льдом, а по берегам снег лежит. Ветер холодный и сильный, моя кожаная куртка не выдерживает, и я моментально замерзаю.
Доспатски язовир
Уже начинает темнеть, когда мы добираемся до самого Доспата. Останавливаемся на ужин в маленьком ресторане с верандой на самом склоне горы. В этот час мы здесь - единственные посетители. Хозяин предлагает нам попробовать настоящую речную форель. Честно говоря, к рыбе я испытываю смешанные чувства и весьма подозрительно отношусь к блюдам из нее, которые приготовила не я сама. Но это была самая вкусная форель, которую я когда-либо пробовала! Хотя, может быть, мы просто были такими голодными. Хозяин спрашивает у Стефана, где только он нашел такую компанию. Ну еще бы! Четыре русские девки (все совершенно разные) и он один. Стеф отшучивается, что дуракам везет. Однако нам нужно ехать дальше.
Ночью мы въезжаем наконец в Триградско ждрело (ущелье). Здесь никакими словами не передашь ощущения, которые испытываешь, на полном ходу высунувшись из люка автомобиля. Над твоей головой смыкаются горы, мимо проносятся летучие мыши. Между каменными глыбами мелькает небо. Высокое, чернильно-черное, усыпанное крупными яркими звездами. Такое небо бывает только на юге. Ветер дует в лицо, свестит в ушах. Дыхание замирает от красоты и ужаса. С двух сторон от дороги бурлит река, из нее вырастают горы. В темноте воду не видно, только слышно. И горы черными (еще чернее, чем сама ночь) неприступными замками, кажется, парят прямо в воздухе.
Конечная точка нашего путешествия - крошечное село Триград. Это место нашего ночлега. Люди здесь зарабатывают тем, что сдают дома и комнаты туристам, продают горный мед и самодельную брынзу. Зимой село заваливает снегом и почти полностью отрезает от внешнего мира. У нашей хозяйки мы первые гости в этом году. Поэтому она много болтает и стремится нам все показать и обо всем рассказать. В нашем распоряжении целый верхний этаж (хозяева живут на нижнем): три спальни, ванная и столовая с балконом и камином. Хозяйка приносит два больших термоса с липовым и мятным чаем, разводит огонь в камине, выдает нам мягкие вязаные тапочки и теплые шерстяные одеяла. Когда она удаляется, мы все постепенно стягиваемся к камину. Вытягиваем ноги, тихонько разговариваем, пьем душистый чай из больших, тяжелых кружек и смотрим на огонь.
Идеальный вечер
Усталость берет свое, мы один за другим начинаем просачиваться в душ. Но там такой холод, что после, стуча зубами, мы все собираемся в одной кровати. Лежим, как котята, в рядок, пялимся в потолок и смеемся, иногда обмениваемся короткими фразами. Я уже начинаю дремать, но кто-то толкает меня в бок, и в конце концов мы разбредаемся по комнатам.
Утро нового дня начинается с "идеальной картины". В столовой Стефан в ярко - синей футболке с эмблемой Софийского университета и семейных трусах опустошает уже остывший термос. Мы собираемся на завтрак, который хозяйка приготовила сама. Домашняя брынза (на заднем дворе хозяева держат корову), варенье из лесных ягод и молодых сосновых шишек (вот это я пробовала впервые!), теплое молоко и мекицы (что-то вроде наших оладушек). Настоящий праздник живота! Остатки завтрака мы заворачиваем с собой. Впереди длинный день. Сегодня у нас путешествие по пещерам.
Снова въезжаем в Триградско ждрело и не узнаем его. Днем горы совсем другие. Такие же суровые, но более понятные и ощутимые.
Триградско ждрело
Сначала приезжаем в Дяволското гърло - одну из самых загадочных болгарских пещер. Там мы знакомимся с Христо, нашим проводником. Он показывает нам пещеру, рассказывает самые страшные легенды и вполне научные факты. Мы движемся по специально выстроенным галереям, а под нами - пропасть, на дне которой водоворотом закручивается подземная река, шипит, пенится, плюется холодными брызгами. Куда она исчезает дальше - не знает никто. За это пещера и получила свое название. К естественному выходу из пещеры ведет крутая, высокая и очень узкая лестница со скользкими, ржавыми поручнями. Если ступил на нее - обратной дороги нет. Придется преодолеть все 247 (кажется) ступенек.
Та самая лестница
Наверху совершенно невероятная природа! Солнце ослепляет, на мокрых корнях буйно разрастаюся мох и какие-то травы. Шумит водопад. Мы совершенно зависаем в этой красоте. Я радуюсь, что век пленочных фотоаппаратов миновал, и теперь не нужно экономить кадры. Хотя, честно говоря, все это никакими фотоаппаратами запечатлеть невозможно!
Почти выход
Наверху
По дороге я даже пытаюсь снимать видео, но и оно - лишь бледное подобие. После Дьявольского горла мы едем в Ягодинскую пещеру. Но там не разрешают фотографировать. Потому что пещера длинная и узкая, группа непременно растянется, и кто-нибудь может потеряться. Ягодинская - совсем другая. Это целый природный музей. Сталактиты, сталагмиты причудливых форм и размеров. Одно из редчайших явлений - каменный жемчуг - маленькие, идеально круглые и гладкие белые камешки. Так их за много-много лет обкатала вода, капавшая с потолка пещеры. Здесь мне даже удается погладить крошечную летучую мышку. Малышка сладко спала, а я ее побеспокоила. Прости, дорогая. Я всю жизнь мечтала сделать что-то подобное.
Пещерный жемчуг
После этого мы медленно движемся домой. Последняя остановка - на краю обрыва над каким-то озером или водохранилищем. Последние снимки. Это наше прощание с Родопами.
Последнее фото
К вечеру мы возвращаемся в Софию. Долго не можем расстаться, хотя все ужасно устали.
Родопы - это сказка! Спасибо тебе, Стефан, за то, что подарил ее нам!
Можно вопрос нескромный?) Вы болгарский язык в университете учили или сами родом из Болгарии?
В университете. Это моя специальность)
Меня вообще последнее время плющит по Болгарии со страшной силой
*тогда я еще немного понаглею*
А посоветуйте, пожалуйста, что лучше почитать из болгарской литературы?